Игра

Особенности организации  театрализованных  игр с детьми с нарушением слуха.

Мешкова 
Лариса Николаевна
учитель-дефектолог
Рулькова 
Татьяна Леонидовна 
воспитатель
 Смирнова
 Татьяна Валентиновна 
воспитатель
    Вся жизнь детей наполнена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Играя, дети овладевают нормами нравственного поведения. Дети с нарушением слуха, не владеют развитой речью (речевое развитие является вторичным нарушением), и именно игра, а в нашем случае, мы говорим о театрализованных играх, помогает корректировать данное нарушение. Даёт возможность включить детей в словесное общение, установить коммуникацию, расширить и закрепить лексический запас. Совершенствовать выразительность речи.
    Рассматривая особенности восприятия детей с нарушением слуха, можно отметить то, что театрализованная деятельность, это хорошая возможность раскрытия их творческого потенциала и развития. Она помогает решить многие воспитательно-образовательные задачи:
· Учить детей читать и понимать смысл прочитанного;
· Развивать устную речь; Речевое общение совершенствуется. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, активизируется пассивный словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи. Роль побуждает к мотивированному общению, к вступлению в диалог. Совершенствуется коммуникативная функция речи.
Развивать остаточный слух детей; 
· Овладевать выразительными средствами общения: словесными (вербальными), - темпом, ритмом, громкостью, интонацией; и не вербальными, - мимикой, пантомимикой, жестами; 
· Корректировать логическое и творческое мышление; 
· Формировать положительные взаимоотношения между детьми, между детьми и взрослыми; 
· Развивать эмоциональную сферу; 

В работе над драматизацией сказки, также осуществляется взаимодействие специалистов:
· Воспитатель осуществляет работу с детьми над эмоциональной выразительностью образов;
· Учитель-дефектолог работает над связной речью и звуковой стороной речи;
· Музыкальный руководитель оказывает музыкальное сопровождение и также работает над художественным образом и выразительностью.

Театрализованные игры делятся на 2 основные группы:
  • Режиссёрские игры: настольный театр - деревянный, игрушечный-резиновый, теневой театр, театр на фланелеграфе или на ковролине, театр картинок. Особенности: ребёнок или взрослый, сам не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, - объёмного или плоскостного, он действует за него, изображает интонацией или мимикой. 
  • Игры-драматизации, основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы би-ба-бо (резиновые головы) или персонажи, надетые на пальцы (пальчиковые игры, рукавички, маски, шагающие персонажи и т.п.). Особенности: ребёнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности-интонацию, мимику, пантониму.
Все театрализованные игры требуют режиссирования и проговаривания реплик. Пантомима становится ведущим изобразительным средством. Образ рождается из действий персонажа, мимики, интонаций и содержания реплик. Для этого необходим АТРИБУТ.
Атрибут-признак персонажа, который символизирует его типичные свойства.
Например: характерная маска зверя (шапочка и т.п.), борода, всё то, что ребёнок надевает на себя. Образ же ребёнок должен создать сам с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Игры - драматизации с пальчиками. 
    «Пальчиковый театр», атрибуты ребёнок сам надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст (в нашем случае,- приближенно). Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев.

Игры-драматизации с куклами (би-ба-бо - резиновые головы). 
    Куклу надевают на пальцы руки. Движения её головы, рук, туловища осуществляется с помощью движений пальцев кисти руки . Куклы би-ба-бо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.  Ведущий-ребёнок, не прячется за ширмой полностью, так как дети должны видеть эмоции друг друга. Считывать с губ, если это возможно.

Игры-драматизации с масками. 
    Дети надевают на голову маски персонажей и действуют от их имени. Это ещё одна из возможностей, которая помогает ребёнку войти в образ.

В театрализованной игре всегда есть:
· Содержание
· Творческий замысел (педагогов)
· Роль
· Сюжет
· Ролевые и организационные действия и отношения
Театрализованные игры, развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого-содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведёт за собой игру.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ДРАМАТИЗАЦИЕЙ: 
I этап (подготовительная работа):
- подбор текста
–адаптация текста. Делаем текст понятным и доступным ребёнку с нарушенным слухом (фразы короче, несколько сокращаем лексику).
- подготовка наглядного материала. Это - графические конструкций речевого материала - (печатаем таблички). И другой наглядный материал.
- знакомство со сказкой (просмотр мультфильма, рассматривание)
- оформление книжного уголка
- показ сказки воспитателем группы
- посещение театрализованного представления
II этап (основной):
- чтение сказки
-проигрывание сказки во время режиссёрских игр.
- режиссерские игры (собственно игры детей)
- подготовка мнемотаблиц. Для более лёгкого запоминания содержания, мы используем мнемотаблицы.
-художественно-изобразительная деятельность Дети рисуют, лепят, выполняют аппликацию по сказке
-осуществляется взаимодействие со специалистами. Учитель-дефектолог работает над речью, музыкальный руководитель осуществляет музыкальное сопровождение (если это нужно) 
III этап (практический) :
- выбор и распределение ролей между детьми осуществляется с учетом индивидуальных особенностей После этого, распределяются роли с учетом индивидуальных особенностей и желания детей, готовятся атрибуты. К изготовлению атрибутов, мы часто привлекаем родителей, которые помогают и с костюмами. 
- изготовление атрибутов сказки (совместная деятельность родителей, детей, педагогов)
- изготовление афиши
IV этап (заключительный):
-драматизация сказки
- демонстрация сказки совместно с родителями группы
-подводим итоги
Дети получают большое удовольствие от участия в спектакле-сказке. Получают большой игровой опыт. Делятся впечатлениями.

Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости и т.д.



Литература:
Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-М.: Просвещение, 1991.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М.: Школьная Пресса, 2003.
Comments